Зачем реставрировать: мнение об исторической ценности
Зачем реставрировать: мнение об исторической ценности
При публикации новостей о том, что где-то сгорел или разрушен памятник истории и архитектуры обязательно будут комментарии о пользе такого исхода. По мнению части обывателей, ветхие старинные дома требуют слишком много вложений, а толку от них никакого: в нынешнем виде они только портят облик города и даже после ремонта не особо пригодны для использования. Лучше бы на их месте построить что-то новое, красивое…
Однако закон охраняет (пусть даже формально) памятники истории и культуры. И многих удивляет другой момент: почему нельзя просто построить новое здание, внешне идентичное старинному?
В чем ценность памятника
Чтобы осознать ценность старого здания как объекта культурного наследия, нужно мыслить не только категориями выгоды и целесообразности. Для человека, которому важны не только материальные ценности, но и прошлое своего народа, памятник архитектуры, истории и культуры значит многое:
- несет информацию о прошлом, является истинным источником исторического знания об определенном этапе жизни города;
- является отражением уровня развития архитектуры, строительных и инженерных знаний и технологий своего времени;
- дает представление о бытовом укладе жизни определенной эпохи;
- обладает художественной ценностью как произведение архитектурного искусства, является источником эстетического наслаждения;
- в ряде случаев ценностью обладает не только сам памятник, но и происходившие с ним изменения с течением времени.
Как видим, даже внешне идентичный новострой не сможет приобрести и передать историко-культурные ценности, которые несет в себе настоящий памятник — свидетель той или иной эпохи жизни города. И здесь становится понятной роль реставрации — целого комплекса мероприятий, призванных сохранить и продлить существование объектов культурного наследия в исходном виде.
Как мы можем сохранить наследие
Реставрация в понимании обывателей — это ремонт, покраска фасадов, замена изношенных элементов новыми.
В реальности все сложнее. Все начинается с исследования и проекта, затем — реализация решения под авторским надзором. Сюда входят:
- исследование — непосредственное изучение памятника: осмотр, взятие образцов, обмеры, зондажи и шурфы, фотографирование и видеосъемка.
- изучение сохранившейся документации, архивных данных, упоминаний в книгах, работах, публикациях и пр.
- создание эскизов реставрации.
- рабочее проектирование мероприятий по сохранению памятника.
- выполнение работ, с сопровождением авторского надзора (за соблюдением проекта) и технического надзора (за выполнением строительных, инженерных, противопожарных норм и требований).
Виды работ также различаются в зависимости от целей:
Ремонт — периодические работы по поддержанию памятника в исправном состоянии, не затрагивающие основные конструкции и не меняющие предмет охраны. Осуществляется обычными строительными методами. Сюда входят, например, ремонт кровельного покрытия, покраска.
Консервация — работы, не связанные с ремонтом, имеющие целью укрепление и сохранение памятника в существующем виде, как бы «фиксация» его в нынешнем состоянии.
Консервация может быть в виде временных мероприятий, призванных предотвратить разрушение и позволить зданию дождаться полноценной реставрации: установка подпорок, навесов, укреплений и прочие экстренные меры.
Либо более сложный комплекс работ по укреплению и защите памятника для последующего раскрытия и изучения: позволяет сохранить ценные элементы и уникальные конструкции нетронутыми, особенно очень старые и редкие. Это актуально в основном для памятников деревянного зодчества, где повышенные требования к максимальному сохранению подлинности и более высокие риски утраты объекта с течением времени.
Реставрация — может включать в себя ремонт, консервацию, а также непосредственно реставрационные работы с возможностью изменения подлинных конструкций. Может быть фрагментарной и целостной. Включает в себя снятие всех последующих изменяющих пластов, восстановление изначального состояния здания с заменой или доработкой утраченных деталей при максимальном соблюдении подлинности.
Любые виды работ, связанные с проектированием, консервацией и реставрацией объектов культурного наследия, могут вести только фирмы с лицензией Минкульта РФ. Мы поможем получить лицензию на реставрацию, позволяющую брать в работу проекты по сохранению памятников истории и архитектуры. Звоните!
Актуальность сохранения памятников архитектурной среды
Данная статья посвящена исследованию актуальности сохранения памятников архитектурной среды. Созданные десятилетия назад памятники архитектурной среды продолжают нести свою функциональную роль даже сейчас. Ноновые экономические, социальные и политические реалии неминуемо обостряют проблемы в области охраны памятников архитектурной среды. Архитектурные памятники, вместо своего первоначального предназначения, выполняют важные цели социально-экономического характера, достойно служат народному образованию, развитию науки и культуры. В настоящее время важнейшим необходимым условием гарантии сохранности объектов культурного наследия является совершенствование государственной политики на основаниях учёта состояния и состава объектов культурного исторического наследия, фактических возможностей органов власти, общественных и религиозных организаций, органов местного самоуправления, актуальных социальных и экономических условий государства, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и других факторов.
Архитектура, дизайн, строительство
Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21
Дата публицакии 04.06.2021
Бортникова О. С., Черных Г. Н., Строганова Л. А. Актуальность сохранения памятников архитектурной среды // . 2021. №14 (16). URL: https://scilead.ru/article/343-aktualnost-sokhraneniya-pamyatnikov-arkhitektu
В культуре и истории Российской Федерации одним из наиболее значимых видов памятников являются памятники архитектуры. Архитектурные памятники культуры и истории каждого государства считаются неделимой частью культурного наследия мира, и говорят о высоком вкладе народов, одаренных творцов в перманентное развитие мировой цивилизации. Именно поэтому, сохранение архитектурных памятников является важной целью каждого народа. Ведь именно по памятникам есть возможность передачи, преемственности культурного наследия молодым поколениям.
Данная статья посвящена исследованию актуальности сохранения памятников архитектурной среды. Ввиду того, что созданные десятилетия назад памятники архитектурной среды продолжают нести свою функциональную роль даже сейчас. Но бывает, что не всегда по своему истинному предназначению. Архитектурные памятники, вместо своего первоначального предназначения, или дополнительно, выполняя важные цели социально-экономического характера, достойно служат народному образованию, развитию науки и культуры.
Выразительность общей архитектурной панорамы города, особенная живописность городских ландшафтов и улиц, локальные (или местные) строительные и художественные традиции, своеобразная топография, и самобытность памятников старинного зодчества обуславливают своеобразие архитектурного обличия исторических городов. Сложной проблемой многих городов является утрата большой части закрепленных в истории градоформирующих памятников, памятников архитектуры. Также нарушает визуальную идиллию несомненное вмешательство в архитектурную среду современных объектов, которые резко диссонируют с исторической, сформированной городской средой. Сохранение архитектурных памятников старых городов в настоящее время является актуальной и трудноразрешимой задачей. Ввиду того, что требования сохранения исторической застройки городов неимоверно сложно сочетать с требованиями новейшей модернизации инфраструктуры [4].
К большому сожалению, в третьей декаде XXI века многочисленные памятники отечественной культуры и истории находятся под угрозой тотального разрушения. Некоторые памятники утратили свою ценность под гнетом хозяйственной деятельности человека. Другие памятники подвергаются прямому или косвенному пагубному воздействию климатических процессов. Снижение качества и объемов работ, нацеленных на поддержание и ремонт памятников, в последние дни только усугубляет вышеописанную ситуацию. Снижение общественного и, что немало важно, государственного контроля в финансировании охраны памятников архитектурной среды способствует бесхозности памятников архитектуры.
Состояние большинства архитектурных памятников специалисты оценивают как неимоверно близкое к критическому состоянию. По оценкам специалистов около 70% памятников необходимы срочные меры по спасению от тотального разрушения, и снижение реакций уничтожения, а также повреждения в результате проявления негативных реакций природных процессов и явлений. Согласно отчету специалистов Российской академии наук, памятники, находящиеся под государственной охраной памятников культуры и истории, на данный момент в 80% всего количества переживают неудовлетворительное состояние [2].
Культурный, социальный, экономический и духовный потенциал кроется в культурном наследии государства. Сформированное и каждый день формирующееся наследие является важной ценностью для современного образования, науки и культуры. Культурное наследие, выраженное памятниками архитектурной среды, можно сравнить с природным потенциалом государства, и говорить о том, что это важное основание для мирового признания и национального самоуважения, что немало важно. Современная цивилизация всех стран уже осознала высокую степень потенциала культурного наследия, необходимость его заботливого сбережения и продуктивного использования, вменяя ему смысл важнейшего ресурса мировой экономики.
Необратима и невосполнима утрата культурных ценностей государства, вызванная массовым необоснованным сносом исторических построек. На месте бывших исторических построек строятся объекты торгового производства, являющиеся угрозой для памятников архитектурной среды. Будучи расположенными в центральных локациях города и ввиду этого являясь престижными сносу подвергаются ценные исторические строения для увеличения места строительных площадок.
Для того, чтобы сохранять культурное наследие в Российской Федерации был принят Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002 №73-ФЗ. В требованиях данного закона значится необходимость проведения научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов[1]. Однако, данное требование очень часто игнорируется. Это провоцирует замену ремонтно-реставрационных работ работами тотальной реконструкции архитектурных памятников культурного наследия, не исключая возведение новых этажей, пристроек, перепланировку, строительство мансард. При всем прочем, нарушается режим застройки на территории архитектурного памятника, игнорируются требования по сохранению окружающей среды памятников архитектуры. Вокруг многих памятников возводятся высокие новые жилищные дома.
Исследуя концепцию устойчивого, перманентного развития процесс гуманизации городской среды требуется рассматривать на основе сохранения индивидуальности и целостности культурной и исторической среды города как важного средства сплочения общества, а также требуется уделять пристальное внимание основам культурной идентичности и основам формирования национального самосознания [3]. Ведь каждый город должен способствовать благополучию своих жителей. В настоящее время для сохранения памятников архитектурной среды исторического характера есть целый ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность строительства.
Новые экономические, социальные и политические реалии неминуемо обостряют проблемы в области охраны памятников архитектурной среды. Решение данных проблем невозможно произвести без учёта опыта прошлых лет. Одной из вышеуказанных проблем является приватизация памятников архитектурной среды и создание различных форм собственности на них. Ввиду этого, является необходимым регламентация прав собственников со стороны государства, и поиск всех удовлетворяющих отношений сторон. Вышеуказанное предложение является решением одного из главных вопросов политики, нацеленной на сохранение памятников архитектурной среды.
В настоящее время важнейшим необходимым условием гарантии сохранности объектов культурного наследия является совершенствование государственной политики на основаниях учёта состояния и состава объектов культурного исторического наследия, фактических возможностей органов власти, общественных и религиозных организаций, органов местного самоуправления, актуальных социальных и экономических условий государства, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации.
Почему важно сохранять культурное наследие
Людмила Львовна Калинина
Эксперт по предмету «Культурология»
С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Понятие «культурное наследие»
Под термином культурное наследие понимается совокупность культурных достижений общества, культурно-исторический опыт, имеющий какое-либо значение для общества и сохраняющийся в социальной памяти. Культурное наследие – это непреходящая совокупность ценностей, которые сохраняют свою актуальность вне времени и пространства. Культурное наследие переходит от поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны. Так, для каждой культуры чрезвычайно важны народные традиции и преемственность, без которых не будет культурного многообразия мира.
Каждая культура характеризуется традиционностью и новаторством. Традиции сохраняют уникальное лицо культуры, а новации позволяют культуре развиваться.
Понятие культурного наследия включает в себя также и выработку традиций, направленных на сохранение культурной памяти.
Классификация памятников культурного наследия
Сегодня благодаря научной разработке проблемы культурного наследия выведена классификация памятников культурного наследия. Среди памятников культурного наследия выделяются:
- материальные памятники;
- духовные памятники.
К материальным памятникам относятся объекты архитектуры, истории, градостроительства, археологии, монументального искусства, природы и так далее, которые несут в себе культурно-историческую ценность.
К духовным памятникам относятся верования, обычаи и обряды, формы народного художественного искусства, народные ремесла, различные формы хозяйственной деятельности, традиции, технологии и другое.
Культурное наследие как проблема государственного уровня
Термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Данный термин активно употребляется в документах российского и международного законодательства. Но его распространение отмечается не только в специализированной сфере, но и в повседневном общении. Этот факт свидетельствует о том, что сегодня общество осознало всю важность проблемы сохранения культурного наследия. Сегодня формируется системный подход к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды.
В рамках проблемы культурного наследия поднимаются многочисленные дискуссии, имеющие в своей основе несколько идейно-теоретических направлений. Одно из таких идейно-теоретических течений предполагает «классикасистое» отношение к наследию, что воплощается в постоянном поддержании и освоении культурного опыта прошлых поколений. Любые научные исследования, профессиональные изучения культуры прошлого, обстоятельные описания прошлых достижений достойны признания в научном мире и на международной арене, посредством чего и обретается смысл достигнутого. Всевозможные премии и награды, грамоты и дипломы исследователей культурного наследия служат зримым подтверждением непрекращающегося процесса усвоения прошлого.
Охрана и освоение культурного наследия – это задача входит в число приоритетных задач государственной политики всех культурно развитых стран. На государственном уровне создаются и поддерживаются музеи, библиотеки, архивы, финансируются частные проекты, направленные на сохранение и транслирование культурного наследия. Также государством организовываются всевозможные зоны охраны культурного наследия, культурные мероприятия, народные праздники, выставки и прочее посредством деятельности различных общественных организаций. Самой известной и значительной такой организаций является ЮНЕСКО.
Таким образом, ценности и смыслы прошлого и все то, что оставлено нам прошлыми поколениями, органически включено в новую культуру. И уже в новой культуре путем переосмысления, трансформирования рождается что-то новое, значимое, но сугубо национальное и уникальное. Самое важное и ценное из этого в дальнейшем также обретет бессмертность и будет передаваться от эпохи к эпохе, и, возможно, выйдет за рамки национального достояния, что будет забыто.
Значение сохранения культурного наследия
Ценности и смыслы прошлого должны сохраняться и постоянно транслироваться, чтобы каждое новое поколение могло жить и культурно развиваться.
Сегодня необходимо не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать. Это касается тех форм традиционного народного творчества, которые либо полностью утрачены, либо полузабыты. Такая проблема наблюдается в странах (Россия не является исключением), где социокультурная политика ориентирована на новаторство и нововведения. Ярким примером тому может служить западная культура, где каждая культурная эпоха строилась на сломе и забвении культурных достижений прошлого. Россия в этом смысле не является исключением. Для нашей страны это характерно в меньшей степени, но резкая смена политических режимов также способствовала нарушению культурной преемственности. Менее подвержены этому страны с восточным типом культуры, так как на Востоке особое внимание уделяется традициям.
Культурные традиции – это фундамент, на котором может существовать и развиваться общество. Культурное наследие, которое непрерывно переходит из поколения в поколение и сохраняется в течении длительного времени составляет основу культуры нации, ее самобытность и уникальность.
Но культурное наследие – это не только определенное национальное достояние. Значение культурного наследия намного шире и мыслится как общечеловеческая память, хранилище накопленного поколениями и упорядоченного опыта.
В заключении следует сказать, что культурное наследие это не только национальный культурный опыт. Это главный способ существования культуры. Каждый человек за всю свою жизнь может освоить и перевести в свой внутренний мир лишь малую долю от всего объема культурного достояния планеты. После него культурное наследие остается для других поколений, откуда они также черпают смыслы, идеи, ценности, необходимые им для полноценной жизни. Поэтому культурное наследие – это достояние всех людей, всего человеческого рода, которое необходимо сохранить. Сохранение культурного наследия – это естественно и необходимо, как сохранение природы.